Каждую пятницу Московская соборная мечеть заполняется мусульманами, среди которых львиную долю составляют трудовые мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Если углубиться в историю, главная мечеть Москвы была построена в 1904 году на средства татарского купца Салиха Ерзина. В советский период она не закрывалась и была единственной действующей мечетью в Москве, столице СССР. Однако в 2011 году старая мечеть все-таки была снесена, и на ее месте в 2015 году была воздвигнута одна из крупнейших и высочайших мечетей в России и Европе.
Как гласит Википедия: “Соборная мечеть имеет шестиэтажное основное здание в византийском стиле с несколькими разноразмерными минаретами, башенками и куполами. Для богослужения предназначены три из шести этажей. В мечети имеются мужской и женский молельные залы, комнаты для омовения, конференц-зал с кабинами для синхронного перевода, выставочная галерея. Высота покрытого сусальным золотом главного купола — 46 метров, диаметр — 27 метров. Два главных минарета имеют высоту по 78 метров, что делает мечеть самой высокой в России. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно и на башни Московского Кремля, и на башню Сююмбике Казанского Кремля. Малый минарет венчает историческую часть комплекса. Крыша и башенки окрашены в голубовато-зеленый цвет, как и у первой Московской мечети. На золочение купола и минаретов было использовано 12 килограммов сусального золота; таким образом проектировщики сделали отсылку к образу Москвы златоглавой.
Общая площадь сооружения — 18 900 квадратных метров (до реконструкции площадь мечети равнялась 964 м². Вместимость может достигать 10 000 молящихся.
Асилбек Эгембердиев, лидер кыргызской диаспоры Московской области, вспоминает: “Я лично участвовал в строительстве нового здания мечети. А до этого более 20 лет ходилв старую мечеть. Тогда не было столько прихожан, помню, маленькая мечеть едва заполнялась во время пятничного намаза, а сегодня здание новой мечети вмещает до 10 тысяч прихожан и во время пятничного намаза заполняется полностью”.
По наблюдениям Эгембердиева, в последние годы наши соотечественники стали достаточно богобоязненными, и если рассматривать количественное соотношение, то кыргызов наибольшее количество среди прихожан.
“В основном это трудовые мигранты, молодые парни и женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Для них мечеть и вера являются духовной опорой, вдали от Родины и отчего дома они взывают о поддержке ко Всевышнему”, — считает Асилбек-байке.
О том, почему трудовые мигранты становятся на путь экстремизма, Эгембердиев задумывается постоянно. По его мнению, в глобальной миграции более 80% молодые люди, большинство из них не получили общего образования у себе на родине, соответственно вынуждены трудиться на низкооплачеваемой работе, где частенько сталкиваются с несправедливостью и унижением человеческого достоинства. Со временем ожесточаются, проживая в тяжелых условиях на чужбине.
“Государство не следит за судьбой своих граждан, если они выезжают за рубеж, никто их не контролирует, в результате предоставленные самим себе молодые люди попадаются в руки экстремистов, которые обладают психологическими методами вербовки. Они всячески демонстрируют свой интерес к судьбам молодых людей, дурманят головы своими идеями и даже оплачивают их обучение, пропагандируя чуждые истинному исламу ценности. Поэтому трудовые мигранты нередко становятся жертвами таких профессиональных вербовщиков, постепенно радикализируются”, — объясняет Асилбек Эгембердиев.
К счастью, на этот путь встают единицы. В последнее время молодые люди лучше разбираются в религии и осознают, что ислам — мирная религии. Большим плюсом является и то, что власти Москвы с уважением относятся к гражданам, исповедующим ислам.
“Только в Москве проживают около двух миллионов граждан, исповедующих ислам, плюс огромная армия мигрантов из республикЦентральной Азии, плюс гости столицы. Во время религиозных праздников власти Москвы всегда предоставляют дополнительные площадки для верующих, и празднования транслируются по центральным телеканалам, а репортажи публикуют в СМИ. Кроме того,в Москве открыты современные исламские культурные досуговые центры, которые можно посетить с детьми, в игровой форме чему-то обучиться, послушать проповедь, почитать различные книги по исламу, ознакомиться с культурой ислама. Кстати, в такие центры приходят не только мусульмане, но и другие москвичи, для того чтобы ознакомиться с культурой и традициями ислама”, — рассказывает Эгембердиев.
О чем молятся трудовые мигранты? Конечно, о душе, о здоровье и благополучии себе и своим близким. Ну, и конечно, мигранты молятся о мире и процветании родного Кыргызстана.
Подготовила Лейла Саралаева
Фоторепортаж из Московской соборной мечети Абылая Саралаева